Центр экологической оценки и управления на площадке по рекультивации полигона ТБО Кучино
В минувшую субботу специалисты Центра экологической оценки и управления побывали на строительной площадке рекультивируемого полигона Кучино, закрытого по указу президента В. В. Путина, чем отметили день города Балашиха.
Нас встретил Анатолий Баташев-заместитель генерального директора ООО "ЭКОКОМ". Мероприятие организовано совместными силами Минэкологии Московской области и компании, проводящей работы по рекультивации из-за участившихся жалоб на характерный запах от жителей близлежащих поселений. А полигон уже три года, как закрыт и пахнуть не должен.
Работа была проделана гигантская, почти стометровая гора ядовитых отходов затянута десятком слоёв геомембраны, пробурены скважины, подведены дренажные трубы, работают мощнейшие газосжигающие факелы.
Анатолий Баташев уверен, что на месте бывшей свалки скоро вырастет живописнейший парк, единственный подобного рода на всю Планету. Главное, на взгляд Анатолия, преимущество такого парка, что каждый желающий в любое время может беспрепятственно прогуляться, заняться спортом, посидеть на скамейке, а заодно и посмотреть, не сбоит ли рекультивация бывшего полигона ТБО. Может искусственный грунт где-нибудь надорвался или очистное сооружение работать перестало. Воплощая эту необычную мысль в жизнь уже сейчас, Минэкологии Московской области организовало бесплатную экскурсию на полигон, чтобы граждане смогли посмотреть, поспрашивать и, разумеется, понюхать, как тут обстоят дела. Мероприятие удалось на славу, и, судя по всему, жить будет вплоть до открытия парка.
Погрузив слушателей в теоретическую часть реализованного в столь короткие сроки проекта, Анатолий повел экскурсантов погулять по объекту.
Что сказать: работает зарубежное оборудование исправно, из раструбов факелов густо вытекает горячий воздух, коробка с анализаторами по графику проверяет концентрации десятка веществ выбрасываемых в окружающую среду, травка на геомембране зеленеет, большегрузы и экскаваторы продолжают работу.
И не то чтобы мы не поддерживали отечественного производителя, но австрийское оборудование впечатление произвело серьёзное. Баташев пояснил, что они бы и рады использовать русские агрегаты, но творения Роспрома испытаний пока не выдерживают, и приходят в негодность за несколько часов эксплуатации.
Впрочем, и некоторые зарубежные изготовители сломали копья на Кучинском полигоне, а точнее буры. Не предусмотрели зарубежные партнёры некоторой особенности наших полигонов ТБО, которые совершенно спокойно могут включать строительный мусор, запчасти машин и ещё много чего интересного. Ломались импортные буры на первом метре мусорного слоя, вот и пришлось работать с теми организациями, которые опыт рекультивации подобных объектов уже имели.
За три часа проведённых на полигоне, запаха свалочного газа, от которого слезятся глаза, и выворачивает внутренности, мы так и не учуяли. Конечно, время от времени ветер доносил едва уловимый аромат самого полигона, который сложно точно описать. Человек, который бывал неподалёку от спящих вулканов, наверняка нас поймёт, так как ощущал запах тления, такой слабый, что нельзя точно быть уверенным, не мерещится ли. Свалочное тело усыхает, перемещается, дышит, между его слоями перетекает ядовитая жижа фильтрата. К сожалению, погибнет эта огромная свалка очень нескоро, и даже когда над ней разобьют благоухающий сад, глубоко под землей всё ещё будут гнить отходы.
Впрочем, чтобы не чуяли наши носы, запах был совсем слабый и рассеивался в воздухе через несколько метров от въезда на полигон. Так что же всё-таки побеспокоило жителей близлежащих населённых пунктов? Всё дело в том, что место вокруг свалки Кучино много лет назад было признано гиблым, и поэтому здесь стали возводить вредные предприятия - мусоросжигающие заводы, асфальтное производство и тому подобные сооружения. Полигон долгое время был главным загрязнителем и на его фоне выбросы этих производств были почти не заметны. Сейчас горы мусора затянуты практически непроницаемым саркофагом, зловоний не производят, и другие вредные объекты, которых здесь хватает, стали обращать на себя всё больше внимания.